Развитие беспилотного транспорта в России: запущен симулятор NavioSim

В настоящее время в России активно обсуждается правовой статус беспилотных автомобилей, в то время как сама отрасль продолжает развиваться. На трассе М-11 уже начал свою работу беспилотный грузовой транспорт, а ранее был запущен проект с беспилотными такси, ранее известными как компания «Сберавтотех», ныне носит название Navio. На днях Navio анонсировала новый этап своего развития — фотореалистичный симулятор NavioSim. Каковы основные функции этого инновационного инструмента и как он будет использоваться? Для лучшего понимания отметим, что современные беспилотные автомобили строятся на основе нескольких ключевых компонентов: 1. Сенсоры, отвечающие за восприятие окружающей среды (радара, лидары, камеры); 2. Системы навигации (модули геолокации и карты); 3. Устройства, управляющие движением и маневрами транспорта; 4. Комплексное программное обеспечение, регулирующее действия в различных дорожных условиях. Среди этих компонентов программное обеспечение является наиболее сложным для разработки. Большинство алгоритмов разрабатываются вручную, что делает невозможным охват всех возможных дорожных ситуаций. Эта проблема известна как Long Tail. Для её решения компания Navio внедрила генеративный ИИ GenAI, использующий модели VLA (Vision-Language-Action). Он позволяет интегрировать восприятие, прогнозирование и процесс принятия решения в единую систему, что обеспечивает систему адаптации к новым дорожным сценариям. Тем не менее, несмотря на миллионы протестированных километров, некоторые дорожные ситуации остаются непокрытыми. Для решения этой задачи Navio разработала симулятор NavioSim, который может воссоздавать различные дорожные условия в виртуальной среде. Среди возможностей NavioSim значится высокая детализация сценариев, что позволяет моделировать как обычные, так и редкие, потенциально опасные дорожные ситуации. Также симулятор способен создавать разнообразные условия — от параметров автомобилей до погодных ситуаций. Это также позволяет повысить безопасность и предсказуемость работы автономных систем. NavioSim предоставляет три уровня тестирования: 1. SIL (Software-in-the-Loop) — проверка программных алгоритмов в контролируемом окружении; 2. HIL (Hardware-in-the-Loop) — анализ взаимодействия аппаратного и программного обеспечения; 3. VIL (Vehicle-in-the-Loop) — создание сложных сценариев для тестирования автомобилей на полигоне. Данные для симуляции могут поступать как из реальных записей, так и с использованием графического редактора для создания синтетических ситуаций. Время покажет, насколько данная технология ускорит внедрение беспилотных автомобилей на дорогах, но уже сейчас можно отметить работу над аппаратной частью, включая системы очистки камер автомобилей, что также может подготовить рынок для будущих прорывов.