Избыточность тягачей на российском рынке: результаты исследования
Согласно июньским данным, опубликованным газетой «Ведомости», суммарная провозная способность зарегистрированных в России тягачей за первые пять месяцев 2025 года превышает фактический спрос на грузовые перевозки на 44%. Это стало возможным благодаря совместному анализу, проведенному транспортной компанией ПЭК в партнерстве с Объединенной лизинговой компанией и Национальным агентством промышленной информации (НАПИ).
В исследовании были использованы данные из Росстата, статистика по автопарку и опросы экспертов. В указанный период в стране функционировало примерно 345 тысяч тягачей с грузоподъемностью от 20 тонн, средний пробег которых составил 10 тысяч километров каждый месяц. Загруженность автопарка оценивалась на уровне 60% от предельно допустимой массы.
Эксперты подсчитали, что общая провозная мощность тягачей за январь — май достигла 38,1 миллиарда тонно-километров, в то время как реальный спрос оказался только 21,1 миллиарда тонно-километров, что составляет всего 56% загрузки. Для сравнения, в аналогичном периоде 2024 года показатель загрузки был более высок — 65%.
По мнению Александра Цыпина, основателя консалтингового агентства «Стратегия дела», в настоящее время наблюдается избыток тяжелых грузовиков. Это связано с увеличением закупок магистральных тягачей, когда в 2023-2024 годах перевозчики приобрели около 100 тысяч новых единиц техники. В 2025 году, однако, деловая активность значительно снизилась, что негативно отразилось на различных секторах экономики.
                
            