Автопроизводители выдвинули инициативу о запрете на импорт иностранных автомобилей для частных лиц

Обращение автопроизводителей к Минпромторгу: изменение утильсбора для борьбы с «серым» импортом Объединение автопроизводителей России (ОАР) адресовало обращение в Минпромторг с предложением пересмотреть методику начисления утилизационного сбора на автомобили. Основной целью инициативы является прекращение «серого» импорта, который осуществляется посредством оформления машин на физических лиц. ОАР включает в себя таких крупных игроков, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и другие. По данным Интерфакса, в обращении упоминается, что действующее с декабря 2013 года постановление правительства №1291 устарело. Автостроители настаивают на том, чтобы утильсбор рассчитывался не по объему двигателя, а по мощности. Приведенные примеры показывают, что один и тот же утильсбор касается автомобилей разной ценовой категории, что приводит к нецелесообразности нынешней системы. К примеру, Changan Alsvin с двигателем 1,48 литра облагается утильсбором в 677,4 тыс. руб., аналогичный размер применим к BMW X3 с мотором на 1,99 литра и стоимости 8 млн руб. Проблема в том, что платёж за люксовые и бюджетные автомобили зачастую оказывается равным. Представители ОАР также считают, что действующие льготы по утильсбору для физических лиц наносят вред рынку. На фоне имеющихся льгот (например, при ввозе автомобилей возрастом до трёх лет физлица платят 3400 рублей) за последние годы увеличился объем «серого» импорта. Исходя из данных, доля автомобилей, ввезенных на физических лиц, возросла с 1-50% в 2024 году до 50-70% в 2025 году, чем сбивает рынок и приводит к недополучению сборов в федеральный бюджет.